Приглашаем на выставку «Зима по-Царски»
В монастырском музее была открыта новая выставка «Зима по-Царски». Она предваряет гражданское новолетие (Новый 2025-й год) и рождественские дни, а еще напоминает об открытии первого «зимнего сезона» Царской обители.
Можно сказать, что первый такой сезон был открыт 27 декабря 2000 года. В тот день строитель Царской обители архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин освящения новопостроенного храма святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма. Теперь со времени прославления семьи Императора Николая II в основанной обители в Коптяковском лесу мы встречаем уже 25-ю «зиму по-Царски». Уже 25-й раз на Рождество Христово будет возносится молитва Богомладенцу в Царской обители около «Святой шахты».
В чём же состояла зима «по-Царски» для Августейших особ?
Казалось бы, в обиходной жизни семьи сложно разглядеть что-то назидательное. Но это только при поверхностном взгляде. Оказывается, будущий монарх Николай Александрович с детства был приучен к закалке, к уборке снега, строительству сооружений из снега и к активным зимним играм, которые ещё не оформились как СПОРТивные состязания.
В обязательную школьную программу будущего Императора ежедневно входили гимнастика и прогулки на свежем воздухе. А благодаря одному из наставников будущего Императора –англичанину Карлу Осиповичу Хису, Николай II не только говорил по-английски без акцента, но и был отлично физически развит. Постоянные собеседники Государя, с которыми он время от времени любил обсуждать государственные дела «на ногах», вспоминали, что на прогулке за ним всегда было трудно угнаться.
Холода Император Всероссийский также совершенно не боялся, надевая шинель только в сильные морозы. Поэтому и зимние виды спорта – лыжи и коньки, в том числе и такие игры, как набиравший популярность «русский» хоккей с мячом были им очень любимы.
В дневнике Наследника, а затем и Самодержца Николая Александровича в зимние месяцы особо упоминается время, проведенное им на катке Аничкова дворца. Катанию могла помешать только метель или сильный мороз:
«Принимал: Делянова, Ванновского и бар. Фредерикса. Завтракал Черевин. Не катались по городу и не бегали на коньках из-за мороза: гуляли в саду с Мама и тетей Аликс». (31 декабря 1894 г.)
«Был очень густой туман, так что на катке трудно было играть, потому что мячей не было видно» (29 января 1896 г.)
В общественном мнении того времени кататься («бегать») на коньках в обществе еще считалось чем-то неприличным. Но с самой юности Императорские особы доказывали, что это лишь предубеждение. Цесаревич Николай очень много времени проводил на катке в Аничковом саду.
Надо сказать, что и будущая Царица Александра Федоровна, а тогда Гессенская принцесса Аликс тоже имела тягу к катанию на коньках. Неслучайно во время приезда зимой 1889 года в Россию она с удовольствием проводила время на катке рядом с Цесаревичем Николаем. Уже после свадьбы молодожены снова придут на каток и наденут коньки, причем Император Николай II отметит, что «Аликс очень порядочно бегает на оных» (из дневника Государя от 13 января 1895 г.).
Именно с помощью коньков Россия получила первое олимпийское золото в своей истории. Обязана она в этом чемпиону Николаю Александровичу ПАНИНУ-КОЛОМЕНКИНУ (1874 – 1956), которому в уходящем году исполнилось бы 150 лет. Представляя Российскую Империю на Олимпиаде в Лондоне в 1908 году, наш спортсмен представил комиссии такие затейливые узоры, что состязаться с ним отказался даже многократный чемпион мира швед Ульрих Сальхов. Однако Панин-Коломенкин с успехом выполнил заявленную программу и заслуженно получил высшую награду.
Выдающийся отечественный спортсмен был не только отличным фигуристом, но и тренером, наставником. Отойдя от личного участия в соревнованиях, он написал учебные пособия для спортсменов и внёс большой вклад (лично или через своих воспитанников) в обучение нескольких фигуристов-чемпионов.
Став Самодержцем, Николай II меньше уделял времени зимним забавам, но всегда любил участвовать в зимних катаниях и играх с детьми. Здесь уже в царском дневнике более частыми становятся записи о лыжных прогулках.
«Утро было занятое - три доклада и в 12 ½ ч. прием хана Хивинского во Дворце. Завтракал с ним и свитою. По приезде домой пошел гулять со всеми дочерьми и покатался с ними на лыжах с гор» (18 февраля 1913 г.).
Были среди зимних забав и весьма необычные. Так, 25 января 1913 года Государь отмечает, что он принял участие «в скатывании дочерей с Парнаса [холм в Александровском парке Царского Села] на лопатах» (25 января 1913 г.).
Зимние праздники во дворце тоже встречали по-особому. Наступление Нового года отмечали не с торжествами и обильной трапезой, а с молитвой на традиционном молебне. Праздничное ликование начиналось в Рождество Христово, но и тогда на первом месте было навестить многочисленных родственников, посетить опекаемые Государем и Императрицей детские дома и иные заведения социального характера.
Взирая на пример царственных особ, хочется пожелать всем прихожанам и гостям монастыря проводить время зимних праздников и иные зимние дни "по-Царски": в движении, с молитвой, с душевной и телесной пользой.