Приготовьте путь Господу. Проповедь наместника в Навечерие Крещения
В эти дни пришествия в мир Спасителя, когда мы празднуем Его Рождение в Вифлееме и Крещение в Иордане, перед нашим умом снова встает радостная истина: Бог сходит на землю, чтобы человека сделать богом и приобщить его Своей благости, Своему вечному нетленному наследию. Но чтобы достигнуть обожения, сначала нужно стать настоящим человеком, чтобы попасть в Царствие Небесное, прежде необходимо очиститься от греха. И вот приходит Предтеча Господень Иоанн, который готовит души людей к достойной встрече Христа. Он крестит приходящих к нему чад Божиих в водах Иордана в образ будущего крещения Духом Святым, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).
Чему учит Предтеча приходящих к нему? Простым вещам. Воинов учит никого не обижать, не вымогать деньги, честно исполнять свой долг. Тем, у кого есть две одежды, он советует поделиться с тем, у кого ее совсем нет, имеющим избытки пищи или иного богатства велит поступать так же. Он призывает стать милостивым и человечным, приобрести то, за что Бог будет судить всякого человека на Страшном Суде. Праведный Судия не будет разбирать все дела и подробности твоей жизни, но спросит о главном, о плодах, научился ли ты милости, приобщился ли любви к Богу и ближнему.
Эти ожидания Создателя – правда и милость – при творении заложены в нашей совести, которая поощряет за доброе и укоряет за злое. Они же лежат в основе ветхозаветного закона, утверждающегося на двуединой заповеди о любви. И всем, даже язычникам, понятно, что нужно быть добрым, милостивым, помогать другим. Но что же изменилось со времени язычников и Ветхого Завета, когда люди тоже знали о любви, благочестии и добродетели?
В иудейских омовениях был дан прообраз и отдаленное указание на будущее духовное рождение водою и духом. А святой Предтеча непосредственно предуготовляет совесть к принятию этого рождения, уча покаянию и очищая совесть. Когда же приходит Спаситель, Он в благодатном рождении дает духовную силу быть добродетельным. Дух Святой отныне внутренне обогащает и просвещает всякого настоящего христианина творить добро, дает силу для искренней и нелицемерной любви.
Чтобы делиться чем-то с другим, нужно самому иметь это в изобилии. Язычник, ветхий человек вынужден рассчитывать только на себя, заботиться наперед о своей жизни, чтобы, раздав все, не остаться ни с чем. Это касается не только материального, но и душевного имения. Поэтому он оценивает людей, выбирает выгодных и избегает проблемных, занимается торгом и обменом: я тебе то, а ты мне взамен вот это. А христианин имеет великое богатство уже в этой жизни, знает, что служит Небесному Царю, Который о нем позаботится, всегда заступится и поддержит. Даже если он раздаст последнее, даже если ради любви плоть предаст на растерзание, Господь силен все восстановить и обновить, как у мучеников. Что же говорить о жизни вечной, где верные рабы Христовы наследуют все достояние и богатство Отца?!
И вот Господь приходит, чтобы дать нам эту силу. Он пришел не просто напоить нас водой жизни, благодатью Своею. Он открывает источник ее в нашем сердце, чтобы мы и сами уже никогда не нуждались, и другим могли раздавать, не считая, эту благодать Божию, как огонь, который не умаляется при распространении. А без этого сердце наше подобно бесплодной пустыне, где без воды человек быстро погибает от зноя. Господь приходит в пустыню нашей жизни, чтобы напоить ее водой без меры, чтобы превратить ее в цветущий сад, в чертог Небесного Царя.
Но, к сожалению, иссохшая земля нашего сердца вся изрыта грехом, завалена камнями порока, заросла тернием страстей, так что по ней невозможно ходить. Чтобы прийти и преобразить ее, Господь посылает Предтечу Своего выровнять для Него пути. Горы и холмы, т.е. наша гордость, самодовольство и превозношение должны понизиться, потому что Он не может находиться в сердце вместе со страстями. А провалы и ущелья, т.е. наши недостатки, изъяны и упущения, должны наполниться и исправиться.
Эта человеческая работа, конечно, при помощи Божией, должна быть проделана для того, чтобы Господь смог прийти в нашу душу и исполнить ее божественных даров. Потому что, прежде чем становиться богами по благодати, к чему нас призывает Господь, мы должны, как было сказано, стать настоящими людьми, милостивыми, добрыми, чувствующими другого человека. Если Господь увидит такие старание и усилия, Он укрепит и разовьет наши скромные успехи Своими благодатными дарами.
Помолимся Святому Предтече и Крестителю Господню, чтобы он помог нам приготовить наши сердца, изгнать из них всякий грех и всякую страсть, чтобы подготовить путь Спасителю мира, Который придет, вселится в нашем сердце и сделает из него цветущий райский сад, блаженную Небесную обитель. Аминь.