Проповедь наместника. Христоподражательный подвиг последнего Царя
Христоподражательный подвиг последнего Царя
«Дивен Бог во святых Своих», – говорит пророк Давид (Пс. 67, 36). И действительно, Бог прославляется в святых апостолах, мучениках, преподобных и праведниках. Вслед за Господом Иисусом Христом они прославили Бога Отца тем, что остались верными заповедям, законам жизни вечной, несмотря ни на какие мучения и испытания, за что и сами получили вечную славу. Так же и святые Царственные страстотерпцы, до конца верные долгу служения и закону жертвенной любви, прославили Бога своей жизнью и смертью, стяжав венцы нетленной славы.
Мало того, что их незаконно арестовали, лишали необходимого и унижали, а потом вероломно и зверски убили. Недостаточно того, что сами бездыханные тела их после смерти подверглись на этом месте истязанию и истреблению как свидетели страшного злодеяния. Даже память о святых Страстотерпцах безбожники попытались искоренить, а честь и доброе их имя на протяжении многих десятилетий подвергались клевете и поношению. Но «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7), и «правда Его пребывает во век века» (Пс. 111, 9). Святые Царственные страстотерпцы прославлены ныне на Небе и на земле.
До прославления Царской семьи в 1981 г. в Зарубежной Церкви и в 2000 г. у нас день их убиения, 17 июля, назывался Днем скорби. После же прославления это скорее день славы, торжества победы над смертью и радости обретения сильных заступников пред Богом. Конечно, это происходит не одномоментно, а по мере признания величия их подвига и святости каждым отдельным человеком и обществом в целом. Любовь постепенно изгоняет скорбь и страх, которые сменяются торжеством прославления Бога и Его святых.
За что же мы прославляем Святых Царственных страстотерпцев? Не только за страдания и смерть вследствие верности Христу и своему долгу, но прежде всего за достойную венценосной Семьи жизнь, за благочестие и христианские добродетели. За то, что, имея возможность уклониться, они пошли на этот подвиг сознательно и предпочли умереть за свой народ. И не стоит забывать, что это были царственные особы, облеченные властью свыше, а не обычные люди, пусть даже самого высокого ранга.
Как в Патерике мы читаем об одном старце, который был славен и богат, жил при дворе императора, а потом ушел в пустыню и подвизался в посте и молитве. Были там подвижники и более суровые, но именно этому старцу Господь дал благодать исцелений и божественную мудрость. Потому что многие отцы пришли к подвижничеству от скудости суровой крестьянской жизни, а он ради Христа презрел богатство и славу. Так и святые Царственные страстотерпцы с огромной высоты славы и власти добровольно сошли в бездну смирения и страданий. В этом особая их заслуга пред Богом, в этом они уподобились Христу, по Своей воле истощившемуся в воплощении, чтобы спасти род человеческий.
Святого императора Николая некоторые ревнители называют Царем-искупителем или Соискупителем своего народа, и это неправильно. В строгом смысле есть только один Искупитель – Христос, и никакой даже самый великий и святой человек не может разделить с Богом миссии спасения мира. Даже Пресвятая Богородица, единственная из людей, к кому мы обращаемся «спаси нас», спасает лишь благодаря заслугам Своего Сына. Католическое учение о Божией Матери является ересью, потому что они по излишней ревности распространяют на Нее свойственное одному Христу: непорочное зачатие и телесное вознесение на небо.
Но человек может уподобляться Христу и Самому Богу Отцу. Мы все с вами призваны стать богами, но не по естеству, а по благодати, или по дару, как точнее можно перевести это греческое выражение. Если всякий христианин, смиряясь, уподобляется Христову смирению, то тем более святые Царственные мученики, которые не без жертвенного соизволения были сведены с тех высот, на которых находились. Они не заслужили страданий, потому что жизнь их была безупречна, но предпочли пожертвовать собой ради других, ради своего народа. Причем жертва Помазанника, того, кто Самим Богом был поставлен посредником, правителем и ходатаем за народ, имеет силу совсем иного порядка, чем добровольные страдания любого из его подданных. Бог слушал Моисея, которого избрал вождем Израиля, а самовольную жертву Корея, Дафана и Авирона отверг.
Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Дав свою кровь, Царственные страстотерпцы предотвратили великое кровопролитие, а рассуждения о целесообразности – это уже другая тема. Что это, как не выкуп, как не принесение себя в жертву за ближних?! И в этом смысле можно сказать, что в отношении русского народа они уподобились Христу в Его искупительной жертве за мир.
Многие не понимают жертвы последнего Царя, возражают, что он был слабым, совершил много ошибок, зря отказался от власти и тому подобное. Это говорит о том, что они не понимают сути христианского подвига, она сокрыта от них. Когда фарисеи приступают ко Христу и лукаво требуют знамения, ожидая, что Он низведет манну с неба или что-то другое полезное сделает, Господь отвечает, что не будет им знамения, кроме знамения Ионы пророка.
Иона, велевший бросить себя в море для спасения плывших с ним на корабле и проведший три дня на дне моря во чреве кита, был прообразом Христа, погребенного и в третий день воскресшего. Там и там действия не поддаются человеческой логике, кажутся безумием, но в духовном плане являют высшую мудрость и целесообразность. Знамением будет само Воскресение Спасителя и только для тех, кто имеет веру – духовные очи. Так и в действиях Царя ищут земной целесообразности, рациональной пользы, а это явление высшего духовного порядка.
Подвиг Царя непонятен для человека мирского, потому что «душевный человек не понимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 14). В этом подвиге любви, как и в знамении Креста, есть некая антиномия, кажущееся противоречие. Крест был и остается для иудеев, ищущих знамения, соблазном, для язычников, рационально мыслящих, безумием, а для христиан – Божией силой и Божией премудростью (Ср. 1 Кор. 23-24). Святые Царственные страстотерпцы совершили свой подвиг на земле и пребывают во славе, а мы с вами постигаем его по мере укрепления нашей веры и духовного усвоения Христовых истин.
«Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их! – восклицает сегодня апостол Павел. – Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес… Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение… или меч?» (Рим. 8, 33-35).
Так же и мы с вами, дорогие братья и сестры, если будем уподобляться Святым Царственным страстотерпцам в их самоотверженности, жертвенной любви и святости, то «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). Аминь.