Top.Mail.Ru
О монастыре | Ганина Яма

Проповедь наместника на Литургии в Неделю о блудном сыне


  

Накануне Великого поста Святая Церковь призывает нас к покаянию. Вчера на всенощной мы впервые в этом году слышали псалом 136 «На реках Вавилонских». Повествуя о уведенных в вавилонский плен иудеях, которые не могли ни петь, ни радоваться жизни вдали от священного Иерусалима, этот псалом описывает состояние души, удалившейся от Бога, изверженной из рая сладости и мечтающей о возвращении. Такая душа не может утешиться никакими радостями и благами этого мира и с гневом она восклицает: «Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам, блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс. 136, 8-9).


  

Вавилон – это синоним лежащего во грехе мира, а Вавилонская башня – символ попытки человека построить башню до неба, чтобы померяться силами с Самим Богом. Поэтому дочь Вавилона – это наша гордость и ее исчадия: неверие, удаление от Создателя и всякие страсти. Сама идея сравняться с Богом, жить без Его помощи безумна и утопична, как абсурдной и утопичной была затея построить башню до неба. Потому что Бог – это источник жизни, и удаляющийся от Него сам лишает себя жизни. Эта безумная мечта стала началом мирового зла, послужила причиной отпадения от Творца трети ангелов и грехопадения по совету льстивого змея наших прародителей в раю. Покаяние же истребляет гордость с ее исчадиями и восстанавливает жизнь, потому что соединяет со Христом Спасителем.


  

Недавно в нашей Церкви проходили Рождественские чтения на тему «Молодежь: свобода и ответственность». Читаемая сегодня на Литургии евангельская притча о блудном сыне очень хорошо эту тему иллюстрирует. Старший сын подчинил свою свободу ответственности, необходимости находиться в послушании у отца, чтобы когда-то наследовать все его состояние. А младший тяготился контролем со стороны родителя, мечтал удалиться от него подальше и жить в свое удовольствие, получить все блага и в то же время ни за что не отвечать.


  

Как ересь, т.е. избрание какой-то части от истины, погибельна для души, так и это желание выбрать из жизни только одни удовольствия, только то, что тебе удобно и приятно, избавившись от труда и ответственности, –смертельно опасный перекос. Свобода произвола рано или поздно уводит человека от правильного пути и порабощает душу страстям. Целомудрие – это цельное, адекватное восприятие жизни и законов, заложенных в ее основание Богом. Грех же как получение удовольствий любыми способами есть искажение жизни, измена Богу и потому разрушает душу. Не случайно словосочетание «блудный сын» по-гречески означает именно человека нравственного распутного и, одновременно, погибшего (??????), а не просто заблудшего, как мы можем еще истолковать его в русском языке.


  

Итак, Господь, чтобы показать нам обычное развитие ситуации, велит отцу вопреки здравому смыслу отдать сыну часть будущего наследства и отпустить его. Что же из этого вышло? То же, что и сегодня случается с богатыми безответственными наследниками родительского богатства: все потрачено на душепагубные страсти и удовольствия, а потом голод, нужда и одиночество. Искатель ничем не обремененной свободы оказывается вдали от родного дома один со своими проблемами.


  

Удалившись от Бога, душа растрачивает все Его дары, терпит великую нужду и лишается самой свободы. Она нанимается к жестокому господину диаволу, чтобы пасти его свиней, свои же собственные нечистые страсти. Причем грешник ничем не может утолить духовного голода, его душа не получает даже той грубой пищи, которой ему все труднее удовлетворять свои разросшиеся страсти.


  

К счастью юноша осознает свое бедственное положение, вспомнив, что даже слуги в доме его отца имеют пищу в избытке, а он погибает на чужбине от голода. Тогда он раскаивается и смиренно возвращается к отцу, который с любовью принимает своего беспутного сына. Он уже как бы забыл о его грехах и даже не дослушивает слов искреннего раскаяния, но велит устроить пир, принести светлые одежды и перстень – достоинство сына и наследника. Так и наш Небесный Отец, Который в тысячу раз милостивее любого земного родителя, с любовью и радостью, без укорения принимает всякого искренне кающегося и облекает его в одеяние славы.


  

Покаяние истребляет зло гордости и отпадения от Бога. И тогда последние становятся у Бога первыми, а первые иногда могут стать и последними. Мы видим, что старший сын, который изначально находился в послушании у отца, не радуется тому, что погибавший его брат вернулся домой и покаялся. Им овладевает зависть, ревность и возмущение, как ему кажется, явной несправедливостью. Это говорит о том, что старший сын тоже далек от совершенства. Внешне он исполнил послушание отцу, под которым мы понимаем Бога, и, наверно, наследовал его скот и земное богатство, но при этом оказался чужд самого главного наследства Отца Небесного – Его любви, на которой стоит мир. Ведь Бог призывает нас подражать Его совершенствам, чтобы в уподоблении Ему мы стали наследниками духовного богатства и полноты вечной жизни.


  

Итак, дорогие братья и сестры, видя свою немощь и свои грехи, не будем отчаиваться, потому что отчаяние – это та же гордость, только проигравшая, зашедшая в тупик, но не желающая уступать и каяться. Человек, который прошел через грех и покаялся, уже по-другому, сознательно исполняет волю Бога Отца. Возвращение к Создателю далось ему нелегко, поэтому он ценит оказанное доверие и уже более устойчив в добродетели. И для Бога он более мил и ценен, ведь, как говорится, за битого двух небитых дают.


  

Пока у нас есть время, устремимся с покаянием в «объятия Отча», чтобы пересохший ручей нашей души соединился с океаном благости Божией, где утонет любое количество наших грехов. Чтобы засыхающая ветвь снова была привита на Лозе, а жизненные благодатные потоки беспрепятственно омывали и оживляли наши ум и сердце. Главное – быть с Богом, и пока есть время, каждый может все исправить: и мнимый праведник, и явный грешник, и внешне правильный фарисей, если очистит внутренность своей чаши, и кающийся смиренный мытарь, если к сознанию греха приложит исполнение заповедей.


  

Все это возможно, когда есть не только внешнее исполнение должного, но и истинное покаяние, искреннее смирение сердца и упование на Бога, чего да сподобит нас Господь во время приближающего поста и во все дни жизни нашей. Аминь. 


25 февраля 2019

Другие новости