Проповедь наместника на Литургии в Великую субботу
Сегодня Великая суббота – день, поистине, благословенный и таинственный, в котором заключены сокровенные от века тайны домостроительства нашего спасения во Христе. Как Бог, сотворив этот мир, почил от трудов Своих в день субботний, так и Единородный Сын Его Господь наш Иисус Христос, творя новое небо и новую землю, т.е. устраивая духовное возрождение человека, тоже почил в субботу и теперь пребывает «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный».
Христос – путеводная звезда во мраке ночи для немногих – заходит во гроб, погружается во ад, чтобы взорвать его изнутри, исполнить света и взойти над землей как Солнце Правды для всех поколений, ищущих спасения в Боге. И только слепое и совершенно окаменевшее сердце не видит этого света, не ощущает разлитой повсюду Его благодати.
Немногие знали Его при жизни, еще меньше было последователей Христовых, но и живших тогда на земле было гораздо меньше умерших к тому времени. Но вот Христос, этот эталон совести, мерило правды, образец любви погружается в тело прожившего свои дни на земле человечества, проповедует самим Своим существованием торжество победы добра над злом, света над тьмой, бытия над небытием. Войдя в дом сильного, связав его и «сокрушив вереи вечныя», Господь выводит из глубин адовых всех тех, кто нашел в Нем чаяния своей истосковавшейся по правде души. Разодрана завеса, разрушена отделяющая нас от Бога медная стена греха, сотрясена держава смертная, распались ее каменные бастионы, воскресли тела многих святых и переселились в обители праведных.
Вчера мы скорбели, переживали страдания Христа, оплакивали Его погребение, недоумевали, как Жизнь могла быть поглощена смертью. Но в этой покаянной скорби нет никакого надрыва и трагизма, с нами всегда радость Воскресения и ощущение присутствия Христа в нашей жизни. Если трагичность – это когда зрители знают о печальной участи героя, который еще об этом не подозревает, то когда христиане, мы с вами, не только в Великую пятницу, но и в самых тяжелых ситуациях нашей жизни, даже на смертном одре твердо верим в победителя смерти Христа, то что это, как не спасительная надежда и радость о жизни вечной уже здесь?!
И об этой победе добра над злом мы знаем не только из Евангелия, но и из опыта сердца, следующего путем исполнения заповедей Христовых. Потому что всякое доброе дело, исполненный долг, всякая милость ближнему наполняют сердце радостью – так совесть и благодать Божия вознаграждают добродетель.
Радость происходит от исполнения заповедей, а исполнение заповедей, как сказал Христос, свидетельствует о том, что мы любим Его. Мы воздерживались в пост от телесной пищи и всяких суетных удовольствий, чтобы взалкать нетленной благодатной пищи, которая только одна насыщает сердце, и теперь утешаемся высшей радостью, духовными наслаждениями. Нам надо учиться постигать духовные радости, которые помогут вытеснить все греховное и земное.
Вчера, когда мы обносили плащаницу крестным ходом вокруг храма, наше шествие символизировало проповедь Христа во аде. Мы все, спасаемые души, идем за Ним во мраке и холоде и приходим к отверстым Царским вратам. Господь, Который всегда пребывает с Отцом, приводит и Своих последователей к Нему в Царствие Небесное. А Евангелие, которое читается вслед за этим, повествует о попытке врагов Христа умалить Его славу, поколебать веру в Его победу над смертью. Они поставили у Гроба вооруженную охрану и наложили печать, но Промыслом Божиим, который всякое зло обращает во благо, эти их попытки стали новым свидетельством об истинности погребения Христа и о подлинности Его Воскресения.
Но сегодня же мы начинаем праздновать и само Христово Воскресение. Когда мы слышим стих: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», а черные облачения сменяются на белые, диакон подобно ангелу выходит и читает Евангелие, благовествующее радостную весть о Воскресении Спасителя. «Знаю, – говорит, – что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь – Он воскрес». У православных греков этот момент называется Первым воскресением. Тогда архиерей или настоятель разбрасывает по храму из корзин лепестки роз и лавровых листьев, все ликуют и радуются.
Не потому это Первое воскресение, что есть еще и другие, как будто несколько воскресений. Но это напоминает нам слова из Апокалипсиса: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20, 6). Эти слова были перетолкованы еретиками хилиастами, ожидавшими тысячелетнего царства Христа на земле. Однако здесь говорится только о том, что прежде первой, физической смерти необходимо сподобиться первого воскресения, воскресения и преображения души во Христе, чтобы убежать от второй, самой страшной – духовной смерти и по втором всеобщем воскресении наследовать вечную жизнь.
«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет», – властно взывает Церковь, повелевая нам внимать дивному таинству истощания Божества. Поистине, есть время говорить и есть время действовать, но сегодня мы созерцаем, а действует Бог. Мы понимаем, что все наши грехи, в которых каялись на протяжении поста – это лишь маленькая щепотка песка в пучине милосердия Божия. Даже добродетели наши уходят уже на второй план, потому что в созерцании исчезает наше «я», все частное и личное, растворяясь в бездонном океане любви Божией. И это уже предвкушение состояния райского блаженства, когда все с любовью и трепетом предстоят Богу, самозабвенно служат Ему и вместо человеческого, пусть и хорошего, но ограниченного, получают Его безмерную радость, Его бесконечную жизнь, Его нескончаемое блаженство.
«Господи, хорошо нам зде быти», научи нас жить так, чтобы всегда пребывать в состоянии Великой субботы и чтобы всегда жила в нашем сердце радость Твоего Святого Воскресения. Аминь.