Проповедь наместника на Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы
«Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим. 12, 21) – эти слова апостола Павла передают настроение святого Царя страстотерпца Николая, который не хотел пролития крови своих поданных и предпочел умереть сам, вместе со своей семьей, веря в то, что Бог не оставит Свой народ.
Святые Царственные страстотерпцы победили зло Христовой победой и ныне ликуют в Царствии Небесном. Зло еще не окончательно повержено, но Промысл Божий обращает на пользу все его потуги. Нынешнее восстание из пепла храма Святых Царственных Страстотерпцев в еще большем великолепии через девять месяцев после пожара свидетельствует о том, что слава святых будет только возрастать, пока не станет подобна ослепительному сиянию солнца.
Но сегодня особый день не только потому, что мы присутствуем при втором рождении самого главного и первого по времени храма нашей обители. Сегодня Церковь празднует Положение ризы Божией Матери во Влахерне, очень важное событие в истории православия на Руси, с которым связано первое просвещение нашей земли светом Христовой веры.
В этом месяце, 28 июля, мы празднуем память св. равноап. кн. Владимира и крещение Руси, а незадолго до этого, 24 июля, св. равноап. Ольги, которая за тридцать лет до св. Владимира приняла св. крещение в Константинополе и приложила немало усилий для распространения православия на Руси. Но первое крещение русских произошло еще почти на сто лет раньше и непосредственно связано с Ризой Пресвятой Богородицы.
Риза Божией Матери по заповеди Самой Пречистой передавалась веками от одной девственницы к другой, пока в V веке благочестивые посланники императора Льва Македонского, приехав в Палестину для поклонения святыням, не обнаружили ее в доме одной вдовы, жившей недалеко от Назарета. По прибытии Ризы в Константинополь Патриарх Геннадий и сам император поклонились этой святыне с благоговением и положили ее во Влахернском храме.
Она неоднократно спасала Царственный град от нашествия аваров, персов, арабов, а в 860 г. защитила от наших предков. Русский князь Аскольд на двухстах ладьях подошел к городу с моря и высадил у стен Константинополя великое войско. Император Михаил III срочно вернулся из похода против арабов и вместе с Патриархом молился во Влахерне Пресвятой Богородице о помиловании города, который «едва не был поднят на копье», как свидетельствовал позже патриарх Фотий.
Риза Пресвятой Богородицы была обнесена крестным ходом вокруг города, край ее опустили в воды залива, а затем перенесли в Святую Софию. Тогда столица империи была спасена, но не военным, а мирным путем. В результате успешных переговоров русские получили богатый выкуп и удалились. После этих событий, закончившихся возвращением Ризы во Влахерну 2 июля, патриарх Фотий установил праздновать в этот день Положение Ризы.
А осенью князь Аскольд посылает в Константинополь посольство, которое заключает с Византией договор «любви и мира», первым условием которого было принятие Русью крещения. По обоюдному согласию в Киев была направлена православная миссия во главе со святыми братьями Кириллом и Мефодием, прибывшими туда весной 861 г.
Обычно говорят, что просвещение славян началось с Моравии в 863 г., оттуда перешло в Болгарию и лишь затем распространилось на Русь. Но оказывается, святые братья были посланы непосредственно в Киев уже в 861 году, имея с собой Евангелие на славянском языке, найденное ими в Крыму. И именно благодаря пламенной проповеди святого Кирилла князь Аскольд, стоявший, как впоследствии и князь Владимир, перед выбором между разными веросповеданиями, принял православие, за что благодарил позднее в письме императора.
Тогда же из Византии в Киев отправилась духовная миссия, и все желающие крестились вместе с самим князем, который в крещении был назван Николаем. В Киев был послан митрополит Михаил, возглавивший русскую митрополию, которая официально стала одной из епархий Константинопольского Патриархата.
Таким образом, Матерь Божия не только защитила Царствующий град Византии от нападающих, но и освободила русских людей от идольского нечестия, озарив их светом Христовой веры. Русь вышла на арену международной политики, став державой, к которой всем надо относиться с уважением. Нестор-летописец говорит, что именно тогда, со времени этого похода 860-го года, наша страна впервые «начала прозываться Русская Земля».
Конечно, тогда власть князя еще была слаба, а сопротивление язычников велико, поэтому крещение не стало массовым. Князь Аскольд в противостоянии с язычником князем Олегом был предан своими людьми и погиб. Можно даже в каком-то смысле назвать этого князя-христианина первым царственным страстотерпцем, потому что его вероломно убили в языческом стане, пригласив для переговоров. Мы не знаем, как это происходило, но это символично именно сегодня, когда мы вспоминаем последнего венценосного страстотерпца царя Николая и первое крещение Руси.
Сегодня мы видим, что круг замыкается, победа Христова стала достоянием русских людей, и поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее, зная, что нет никого сильнее Бога. Если Господь избрал наш народ быть носителем православия, то эта слава, эта победа Христова и дальше будет распространяться в сердцах наших соотечественников, пока молитвами Царственных страстотерпцев и всех русских святых окончательно не просветит всю нашу землю, чтобы она и далее воздавала плод спасительного сеяния Господу нашему Иисусу Христу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.