Проповедь наместника на Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Сегодня, на следующий день после Крещения Господня, Святая Церковь празднует собор Иоанна Предтечи, чтобы почтить память великого Крестителя. Ведь именно на него была возложена высочайшая миссия проповедовать людям о грядущем Мессии и подготовить к Его приходу народ, чающий избавления. Этот, по свидетельству Господа, величайший из когда-либо рожденных женами муж сподобился возложить бренную руку на главу Иисуса Христа, чтобы исполнить закон и всякую правду.
От юности посвященный Богу, он проводил жизнь в молитвах, посте и суровых подвигах, готовясь к великому служению Предтечи Господня. Он называется крайним пророком, потому что Бог отверзает его уста, разрешая трехсотлетнее молчание ветхозаветного пророческого гласа. Одновременно Креститель открывает ряд новозаветных прозорливцев, и если до Христа он последний пророк, то во Христе первый. Он последний мученик Ветхого Завета, пострадавший за правду, потому что нелицеприятно обличал беззаконие сильных мира сего и не делал различения между богатым и бедным, между сильным и слабым.
Слово «мученик» переводится с греческого как «свидетель», т.е. своей жизнью проповедующий Христа и Его учение о вечной жизни. И в этом смысле Предтеча стал первым во Христе мучеником, вся жизнь которого свидетельствовала о том, что миру дарован Искупитель. Об этом он говорит в сегодняшнем Евангелии: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 32-34).
Сам Христос неоднократно ссылался на это свидетельство как истинное, а один раз намеком на него разоблачил лукавство фарисеев и книжников. Когда они разными вопросами пытались уловить Его в слове, Он сказал: «Я вам дам ответ, но сначала вы Мне ответьте на вопрос: крещение Иоанново с неба было или от людей?» (Мк. 11, 30). Конечно, они понимали, что Иоанн крестит не сам от себя, но по повелению от Бога. Однако в случае признания этого они должны были принять и его свидетельство о том, что Иисус Христос – обетованный Мессия. А этого они не могли допустить, потому что просто не хотели делиться с Ним властью, славой и богатством.
Мы же с верой и радостью принимаем это свидетельство, внимая наставлениям Предтечи о том, как подготовить свою душу к приходу Небесного Жениха Христа, Который избавит ее от тирании греха. Без Бога душа подобна безводной и бесплодной пустыне, земле жаждущей. Господь готов посетить и напоить ее водой благодати, сделать рождающей и произвести изобилие растений и плодов. Но чтобы прийти в нашу исковерканную грехом душу, Ему нужен гладкий путь, очищенный от нагромождений порока. Всякие недостатки и упущения должны быть восполнены ради приближения к совершенству, всякая страсть и высящееся превозношение да понизятся, чтобы прямыми стали стези Господни.
Наставления Предтечи просты и конкретны: кто имеет две одежды, пускай поделится с неимеющим, у кого есть пища, пусть делает то же. Мытари не должны использовать свое положение для наживы, воины никого да не обижают и прочее. Т.е., чтобы Бог вселился в наше сердце и сделал нас богами по благодати, мы должны сначала сделаться людьми, кроткими, справедливыми и милостивыми. И тогда Господь придет, напоит душу благодатью и будет вместе с нами возделывать землю нашего сердца, чтобы она принесла духовный плод.
Вода – это символ жизни, то, без чего невозможно человеку выжить в пустыне. В духовном же смысле она означает живительную для души благодать Господню, без которой невозможна духовная жизнь. Господь приходит дать не просто жизнь, но жизнь с избытком, не только напоить водой благодати, но сделать так, чтобы источник радости и блаженства забил в самом сердце нашем. И ныне мы черпаем эту воду бессмертия, освященную Крещенскую воду, которая обновляет наши дома и души, дарует нам здравие на протяжении всего года. Ее чистота и нетление, то, что она по причине присутствия благодати не портится многие годы, побуждает и нас принимать в себя благодать освящения в Святой Церкви, чтобы пребывать духовно чистыми и здравыми душой и телом.
Для жителей востока образ пустыни и воды очень близок и понятен. А для нас, обитателей севера, может быть более убедителен образ холода и тепла, потому что здесь невозможно выжить зимой, если ты не будешь хорошо одет. Христос для нас все: свет и радость, пища и питие, покров и одеяние. Чтобы сохранить тепло зимой, мы закутываемся во множество одежд, но Христос согревает само сердце, дает душевное тепло. Надо только в духовном смысле перестать греть самих себя грехом и мирскими утехами, но отвергнуть этот суррогат и довериться Господу.
В эти дни мы по русской традиции погружаемся в освященные ледяные воды, чтобы смыть с себя всякий грех, всякую лень и боязнь, всякую душевную и телесную немощь. Наверное, трудно себе представить грека, который бы бросился в полынью, но такой порыв свойственен русской душе, ищущей подвига в своем стремлении к Богу. Вода всегда была символом очищения и освящения, она смывает все наносное, всякий негатив, а освященная Крещенская вода делает это тем более.
Но чтобы отложить теплые одежды, все то, на что мы уповаем в этом мире, довериться Богу и броситься в холодную воду, нужна решимость. Ведь именно ее, по слову прп. Серафима Саровского, так не хватает современным христианам, чтобы достичь плодов духа. И мы знаем по опыту, что, когда смело погружаешься с молитвой в ледяную воду, а потом выходишь на мороз, при отсутствии внешней одежды тепло исходит изнутри, как будто включается печка, и становится жарко на морозе. Так, наверно, святые мученики, предавшиеся Христу, по дару благодати ощущали жар на холоде и прохладу в огне.
Так что этот благословенный русский обычай погружаться в прорубь, в Иордань, с одной стороны, символизирует нашу духовную решимость отбросить всякое пристрастие и комфорт, чтобы идти за Христом, куда бы Он ни повел нас. А с другой – подает реальное освящение, избавление от духовной какой-то нечистоты и лени, обновляет благодать Крещения и придает решимость вновь начать угождать Богу чистым житием и добрыми делами.
Будем же черпать с веселием сию живительную воду, «скачущую» в жизнь вечную, для освящения сердец и домов. Кому же позволяет здоровье, а наипаче благое произволение и решимость, пусть освятит свои душу и тело погружением с молитвой в священный Иордан, достигший ныне и наших пределов. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми нами. Аминь» (2 Кор. 13, 13).