Совершены богослужения воскресного дня в Царской обители

4 и 5 сентября, в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, благочинный монастыря свв. Царственных страстотерпцев иеромонах Иоанн (Неврюев), в сослужении братии монастыря в священном сане, совершил богослужения воскресного дня.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор монастыря (регент — Антон Лебедев).

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от распространения коронавирусной инфекции. После сугубой ектении была прочитана молитва о прекращении распространения вредоносного поветрия.

После окончания Литургии было совершено славление празднику Успения Пресвятой Богородицы, затем благочинный монастыря обратился к братии и паломникам со словами проповеди.

Исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Мелитон (Зыбин) в эти дни посетил Верхотурский Покровский женский монастырь, отмечающий 400-летие со дня основания. В древней обители о. Мелитон сослужил за праздничной Божественной литургии митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению, митрополиту Челябинскому и Миасскому Алексию, епископу Арсеньевскому и Дальнегорскому Гурию, епископу Нижнетагильскому и Невьянскому Феодосию, епископу Югорскому и Няганьскому Фотию.

158630.jpg

Покровский женский монастырь был основан в годы царствования Михаила Феодоровича Романова – в 1621 году. За четыре века он пережил несколько пожаров, реконструкций, революцию. В настоящее время здесь снова звучит молитва. Для жителей региона монастырь является одним из важнейших центров духовной и культурной жизни. Сюда притекают и паломники из других областей, ближнего и дальнего зарубежья, чтобы припасть к здешним святыням –  чудотворной иконе Богородицы «Умиление» и к мощам блаженного Космы Верхотурского.

Проповедь благочинного монастыря свв. Царственных страстотерпцев
иеромонах Иоанн (Неврюев)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Дорогие отцы, братья, паломники, сегодня мы слышали Евангельское чтение с очень ясной, понятной притчей. В нем Христос уподобил Царство Небесное некоему царю, который решил взыскать долги со своих подданных. И вот некий раб должен был ему десять тысяч талантов. Сумма немыслимая по тем временам, совершенно бесполезно пытаться перевести её на современные деньги, надо просто понимать, что сумма астрономическая и нереально большая. Естественно, раб заплатить не мог. И по законам того жестокого времени, царь приказывает продать его, его жену и детей в рабство, и всё его имущество, чтобы вернуть хоть часть долга. Но раб умоляет царя простить его и царь прощает. Но что делает раб? Находит своего друга, должного ему крупную, но вполне представляемую сумму – сто динариев (а динарий это поденная зарплата рабочего… вот это можно перевести на современные деньги – три месячные зарплаты) и требует вернуть долг. А когда тот не смог этого сделать, он посадил друга в долговую тюрьму. Царь, узнав об этом разгневался и приказал этого немилосердного раба отдать истязателям до возврата долга. Так, говорит Господь, и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Заметьте, согрешений, а не долгов. Т.е. речь в притче идет не о материальных долгах, а о прощении каких-то обид.

Святой Григорий Богослов произносит замечательные слова на эту тему: «Прощай, и будешь прощен». А святой Ефрем Сирин говорит: «Если не прощаешь, оставь пост и молитву». Оставь — они не нужны, они не принесут никакой пользы. Как же так? Тот самый пост и молитва, с помощью которых даже бесы изгоняются, вспомните, как Господь говорил об этом, — а Ефрем Сирин говорит: оставь пост и молитву, они будут впустую — Царствие Небесное будет для тебя затворено.

Часто бывает, что мы согрешаем друг перед другом в очень малом, раним друг во друге самолюбие или гордость; мы разрушаем надежды друг друга, мы убиваем друг во друге радость: и также, очень часто, тем, как мы обращаемся друг с другом, мы омрачаем, порочим образ Божий в себе и в других людях. И вот когда речь идет о человеческих взаимоотношениях, о боли, которую мы друг другу причиняем, наш долг может быть прощен. Да, каждый человек получает власть простить, подлинно божественную власть упразднить зло, которое мы совершили, и словами Христа Прости им, Отче, они не знают, что творят отпустить обидчика, перечеркнуть зло, выпустить на свободу того, кто связал себя узами ненависти, презрения или множеством других вещей. Тем самым развивая в себе то подобие Божие, к которому каждый человек призван.

И ещё один момент есть в этой притче. Вспомните начало рассказа: Царство Небесное подобно царю… Царю, который прощает неимоверно огромные долги, прощает безусловно, окончательно. И вспомните слова Христа, что Царство Божие внутрь вас есть. Т.е. внутри человека должен находится такой источник прощения, разливающий это прощение на ближних. Прощение как одной из свойств любви, по которой и определяется отношение человека к Богу – через любовь к ближнему. И показав ближнему эту любовь и прощение, мы можем надеяться на такое же отношение Бога к нам, к нашим ошибках и согрешениям перед Ним. И это и есть контекст притчи: сколько бы раз мы не согрешили перед Богом, Он может нас простить всегда, безусловно, окончательно. Потому что суть христианства и суть наших отношений с Богом заключаются не в справедливости, а в любви. А любовь не считает, что она дает, она одаривает, ничего не требуя взамен. И именно любовь, а не справедливость, позволит нам, когда мы предстанем перед Богом, надеяться быть прощенными, а значит – спасенными.

Аминь.


5 Сентября 2021

Другие новости