Суд любви. Проповедь наместника в Неделю о Страшном суде
В преддверии Великого поста Святая Церковь настраивает нас на подвиг духовного совершенствования. Притча о мытаре и фарисее учит христианина правильному настрою на молитве, ревности в исполнении закона в сочетании со смиренномудрием. Притча о блудном сыне призывает к искреннему покаянию и сознательному, преданному служению Отцу. А описание Страшного суда в сегодняшнем Евангельском чтении дает нам ориентир и цель этого пути, то, к чему мы должны прийти в конце земной жизни. И оказывается, что критерием угодности Богу является деятельная любовь к ближнему.
Сразу надо оговориться, что страшным этот суд будет только для людей неверующих, грешников, кто не познал, не принял Христа своим сердцем и не уподобился Ему в своей жизни. А для праведных это будет радостная встреча, долгожданное соединение с возлюбленным Господом.
Первый раз Христос пришел в этот мир в смирении и кротости, скрывая лучи Своей славы, чтобы Своим примером и жертвой спасти мир. А во второй раз Он явится как славный Царь, чтобы судить мир и судить его по соответствию Его примеру и жертве, по степени принятия дара спасения. И этот суд сравнения с эталоном Христом будет очень быстрым, по принципу: «наш-не наш», «похож-не похож».
Да, все наши деяния, слова и мысли записаны у каждого в совести, но даже нет необходимости открывать эти толстые книги. Все будет, как в современном магазине: подносят сканер, считывают, и сразу же понятно куда – направо или налево, к овцам или к козлищам. Причем все содержание души будет видно не только Господу, Который всегда его видит, но и самому испытуемому, и всем людям. Какой тогда будет стыд и позор неподготовленной душе!
За что оказываются праведники справа от Христа? За дела милосердия по отношению к ближнему, которое Господь воспринимает как оказанное Ему Самому. «Приидите, благословенные Отца Моего, – скажет Он им, – наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня и пр.». Царь передает Своим подданным наследство, как сынам, достигшим совершеннолетия, потому что они выдержали экзамен, показали то, чему были научены Отцом. И именно за отсутствие дел любви, этого свидетельства уподобления Богу, грешники посылаются в огонь вечный, уготованный диаволу.
Кто-то может подумать, что суд производится несправедливо, не по достоинству человека, не по каким-то его заслугам и качествам, а внешне, за некое социальное служение: накормил ли голодного, посетил ли больного и т.п. Но на самом деле здесь лаконично и в предельно доступной форме показывается необходимость уподобления Богу в любви. Христос видит спасаемое человечество как единое целое, как Свое тело, и потому члены этого тела Церкви должны научиться воспринимать друг друга как Его части, в каждом видеть Самого Христа. Это совсем другое мироощущение, восприятие других и себя.
Человек, сотворенный по образу Божию, призван достигать подобия Творцу, быть милосердным и совершенным, как его Небесный Отец. И если Бог есть любовь, то и человек тоже должен стать любовью. Это становится возможным во Христе, обнищавшем ради нашего спасения, чтобы любовью соединить в Себе многих. Принятие Его любви означает принятие всех, кого Он любит, отношение к ним как к Его части, как к Самому Господу. Только так, через реальных ближних мы можем доказать свою любовь к невидимому Богу. Поэтому любящий брата любит Христа, а согрешающий против брата, как говорит сегодня ап. Павел, согрешает против Христа (См. 1 Кор. 8, 12).
Обратим также внимание на то, как реагируют праведные на похвалу: они не видят каких-то своих особых заслуг, считая, что сделали то, что должны были сделать. А обличаемые грешники начинают оправдываться, пытаясь возвысить себя в глазах других. Это разные духовные состояния: смирения и самости, самоотверженной любви и эгоистического самооправдания. Но непреложен духовный закон: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11).
И вот сегодня Господь показал нам, каков будет экзамен, открыл наперед требования и вопросы к экзаменуемым. Эти требования несложны, потому как подразумевают простые действия любви, генетически заложенной в каждом, и в то же время превышают силы человека. Ведь любовь – это божественный дар, и чтобы принять ее в свое сердце, нужно совершенно измениться, из обособленных эгоистов стать самоотверженными членами единого организма Христа, соединяемого любовью. Поэтому для подготовки нам дана вся оставшаяся жизнь, которую символизирует Великий пост с его воздержанием, молитвой и милостью, и помощь божественной благодати.
Итак, слыша о Страшном суде, об испытании нашей души на ее соответствие и подобие Христу, устрашимся осуждения и огненного мучения, покаемся в уклонениях от спасительного пути Христова и поспешим исправиться слезами, воздержанием и делами любви, чтобы в тот трепетный час сподобиться десной страны и услышать желанный глас Христа Бога нашего: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Аминь.