Третья Неделя (воскресенье) Великого поста - Крестопоклонная
Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Поскольку Великим постом мы как бы неким образом распинаемся, умервщляя свои страсти, испытываем чувство горести и можем унывать, то и предлагается для утешения и укрепления Крест. Взирая на Крест, мы вспоминаем, что претерпел ради нас Господь, и нам легче нести наши труды и тяготы. Крест Христов есть знамение победы и славы, он неразрывно связан с Воскресением и утешает нас упованием и надеждой, укрепляет в подвигах Великого поста. Примечательно, что в Крестопоклонную неделю на утрени при каноне Кресту находятся ирмосы Пасхального канона.
Вот что пишет по этому поводу митрополит Вениамин (Федченков): "...в крестопоклонное воскресенье полагается петь канон святого Феодора Студита, составленный и поемый по оразцу пасхального канона. Теперь у нас каноны читают, а если бы запели по-пасхальному, то мы бы сразу услышали в неделю креста как бы прорыв Пасхи".
Богослужение недели Крестопоклонной имеет ту особенность, что на утрени после пения Великого славословия совершается вынос Креста из алтаря на середину храма для поклонения. Совершается троекратное поклонение Кресту с пением "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святой Воскресение Твое славим" и особых стихир. Крест остается на середине храма до пятницы следующей седмицы. Поклонение Кресту совершается также в понедельник и среду на 1-м часе, а также в пятницу по окончании часов, после чего Крест уносится в алтарь. На 1-м часе вместо "Стопы моя направи по словеси Твоему" поется "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко..." и затем стихиры на поклонение Кресту.
В богослужении 3-й Недели и следующей за ней седмицы (4-й) Святая Церковь, как и в первую приготовительную неделю, обращается к притче о мытаре и фарисее.