Владыка Евгений: Царские дни – это страстные дни, к которым мы должны подготовиться так, как готовимся к Пасхе
О жертве Царской семьи за русский народ, о духовной подготовке и покаянии к Царским дням рассказал в программе «Архипастырь» на телеканале «Союз» епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.
В самом начале передачи епископ Евгений провел аналогию между Царскими днями, а точней, ночью убиения Царской семьи – со Страстной неделей и Пасхальной ночью. Он сказал о том, что в этих двух событиях сталкиваются величайшая святость и величайшее зло.
- В ночь с 16 на 17 июля каждого года мы вспоминаем убиение Царской семьи, а также в ночь с Великой субботы на Светлое Христово воскресение вспоминаем Пасхальную ночь, - сказал Его Преосвященство. - И оба эти события предваряют дни встречи самой величайшей святости и глубины зла, которая вмещается в людях. Эта святость и эта бесовщина сталкиваются. Гефсиманская молитва, Суд над Ним, распятие, погребение, тишина, трагедия Великой субботы – это переживет каждый христианин в каждом уголке мира. А мы в России имеем возможность еще раз это пережить, но уже тогда, когда вспоминаем житие святой Царской семьи.
Последние Гефсиманские и Голгофские дни прошли именно в Екатеринбурге, поэтому мы здесь это вспоминаем особенно ярко. После распятия и погребения воскресение – величайшее торжество, победа Бога над всем отступлением, победа святости над злом, жизни над смертью. Это происходит и тогда, когда мы говорим о Царской семье, поскольку то, что произошло в Ипатьевском подвале в ночь с 16 на 17 июля 1918 – это тоже своего рода жертва, искупление грехов нашего народа, за весь русский народ, эта жертва за нас была принесена. И если мы правильно вспоминаем и адекватно относимся к тому, что произошло, мы имеем возможность соприкоснуться с этой победной силой, которую в себе несла Царская семья.
Государь император Николай Второй писал в одном из своих писем о том, что зла в мире будет еще больше и больше, и мы это видим, переживаем. Об этом много говорят, сколько сейчас зла. Можно говорить про чипы, про засилие зла во всех средствах массовой информации, в эшелонах мировой власти. Зла становится все больше и больше. Но по пророческим словам не зло победит, а добро, любовь. Государь это доподлинно явил. У нас есть возможность, когда мы вспоминаем эти события, изучаем, знакомимся с житием императора Николая Александровича Романова, его святой семьи, его верных слуг, то к этой силе мы все становимся причастны.
В своей жизни мы имеем возможность побеждать эту смерть, зло той же самой любовью, которую носил государь. Это очень важно и значимо для Уральского региона, России, всего мира. В этом году у нас 99-я годовщина с момента трагических события в Екатеринбурге, мы вспоминаем столетие Октябрьской революции, переворота 1917 года. В следующем году будет столетие ипатьевской трагедии, жертвы, которую принес государь за нас. Конечно, можно отметить, что это никак не отразилось на нашей сегодняшней жизни. А можно приложить усилия и сделать так, чтобы смысл и осознание жертвы и уроки, которые нам преподносит Государь, были пропущены через сознание нас – православных христиан, чтобы это прошло через сознание нашей семьи, тех людей, с которыми мы соприкасаемся на работе, на отдыхе, соседей. Попытаться создать такую атмосферу, чтобы насколько возможно больше нашего народа осознало и сделало соответствующие выводы.
Слово «фестиваль» в Царские дни как-то избегают, как шоу. Скорее это не фестиваль, а просто Царские дни – страстные дни, к которым мы должны подготовиться так, как готовимся к Пасхе. Много есть способов: пост соблюдая, Священное Писание читая, исповедуясь. Такая есть возможность готовиться к Царским дням этого и следующего года: почитать житие святых Царственных страстотерпцев, попытаться отделить в своем сознании ту громаду лжи, которую нам и по сей день "вливают в мозги", лжи о Царе, о его жизни, о Царской семье, о России. Попытаться крупицы доступной истины осознать, найти, расчистить - и этих крупиц хватит, чтобы нам освятиться самим и поделиться этим светом с окружающими нас людьми. Такая подготовка уже есть покаяние, но только я не сторонник того, чтобы это делать внешне.
Есть люди, которые свой зов сердца к покаянию за грех нашего народа воплощают, собираясь в каком-то условном месте и день изо дня читая покаянные молитвы за убиение Царской семьи. Такую форму они выбрали, мы с уважением к этому относимся. Но не всякому такая форма доступна. Покаяние может иметь различные формы, например, отказ от привычной лжи, штампов. Например, говорят: «Император кровавый, слабовольный», - и надо найти, чем я могу переубедить, что император Николай был человеком сильной воли, высочайшего достоинства, колоссальной любви к Отечеству, был мудрым и сильным политиком. Попытаться, читая литературу о Царской семье, не просто понять, а стать носителями этих истин. Потом в жизни руководствоваться этой истиной, подражать в своей жизни этим идеалам, которые мы видим в делах христианина и государя.
Человек семейный пусть подражает в семейной жизни – это деятельное покаяние. Человек одинокий чтобы подражал императору тогда, когда он был в одиночестве, он же многократно бывал в командировках, военных походах. Перенести на свою собственную жизнь те образцы христианского жития, которые мы видим в житии императора Николая II. Такая подготовка, если она будет предшествовать Царским дням 2017 или 2018 года – это будет реальным покаянием - пусть хотя бы одного человека в нашем народе. Если двух-трех или больше, то, конечно, такое покаяние не сможет быть незамеченным, Судом Божиим оно будет принято, Господь сможет смилостивиться о наших семьях, о нашем жизненном пути, о нашем народе.