Проповедь
Память свт. Петра, митрополита Московского. Проповедь наместника
-
ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ
-
Святитель Петр, митрополит Московский
Приближаясь к Рождеству Христову все чаще мы слышим в песнопениях слова которые наполняют наши верующие души духовным восторгом. И это понятно: нет и не может быть никого выше, дороже, роднее для верующего сердца, чем Тот, рождение Которого мы готовимся праздновать. К Нему направляются все лучшие надежды, порывы, устремления нашего духа, в Нем сосредоточиваются все наши самые затаенные желания.
Чего хочет живое человеческое сердце? Прежде всего того, чтобы человек никогда не умирал, чтобы никогда не прекращалась та жизнь, какою живут его мысль, его воля, его чувства. Больше того, сердце хочет, чтобы за порогом земной жизни, почти всегда облитой слезами и наполненной скорбями, наш бессмертный дух наслаждался вечным счастьем и ничем не нарушаемым покоем. Сердце наше стремится к избавлению от тех страданий, какими неизбежно сопровождается земной путь каждого человека, и, если нельзя от страданий найти избавления, просит их смягчения, ищет в себе такую силу которая помогла бы их преодолеть.
Когда совесть обличает человека в содеянных им грехах и преступлениях и когда сердце плачет слезами раскаяния, человек жаждет для себя прощения и утешения. И вот всё, чего хочет, чего требует, чего ищет сердце человека, оно в полной и совершенной мере получает от Того, чье Рождество Церковь зовет нас прославить. Оно стремится к счастью и его находит в Господе Иисусе Христе. Родившийся на земле Христос напомнил людям о том, что смерти для человеческого духа нет и не будет, Он проповедывал о том, что в жизни будущего века вечное счастье и вечный покой ждет тех, кто будет этого достоин. Он приходил для того, чтобы вдохнуть в человека силы жить и противостоять всем земным испытаниям, болезням и страданиям. Кто верует в Него, тот, по словам св. Иоанна Златоуста, "стоит на каменной скале,и никакие бури и волны не смоют его с этой скалы". Он явился на земле для того, чтобы во имя Своей Голгофской жертвы дать кающемуся сердцу прощение, чтобы Свою ласковую отеческую руку положить на плачущее о грехах сердце и сказать человеку Свое божественное слово: "прощаются тебе твои грехи".
И только Он один Господь Всемогущий и Всемилостивый - может дать это прощение грешнику. Вот почему у ног Его мы и слагаем все наши желания и упования. Человек может ко всему привыкнуть; он может привыкнуть жить в любом климате - самом холодном иди самом жарком; он может приучить себя, если будет к тому вынужден, жить впроголодь месяцами, а, может быть, и годами; он может сделать его безвредным для себя - не укрывать себя в самую жестокую стужу тёплой одеждой; человек привыкает к любому труду, какой на первый взгляд кажется ему непосильным. Но к одному человек привыкнуть никогда не может, это - жить без любви, без той любви, при которой он никогда не чувствует себя одиноким в этом мире. Сердце человека ищет и жаждет ласки и любви, человек хочет согреть свое сердце теплом этой любви.
Сегодня мы особо молились святителю Петру митрополиту Московскому. Это святой отдавая себя Богу безраздельно, научился любить такой любовью, которая могла преображать жизнь людей вокруг него. Любовь действительно преображает. Часто нам думаем, что если бы окружающие нас люди были лучше, как легко было бы их любить! Да; но это было бы тогда не творческим и преображающим подвигом любви, это было бы только отзывчивой радостью на чужую святость, на чужую доброту, на душевную красоту других людей. Любовь начинается тогда, когда нам дано видеть людей так, как их видит Господь: одних видеть в их славе и великой духовной красоте, и радоваться о них, и благодарить Бога за это видение, а других видеть в их мраке, помраченных, раненых грехом, изуродованных злом и любить их сострадательной, ласковой любовью. Каждый раз, когда мы умеем кого-либо так полюбить, мы кладем начало его преображению; нельзя стать лучше без того, чтобы кто-нибудь нас не полюбил и не поверил, что все возможно, что мы не обязательно погибнем в нашем грехе; что мы не обязательно останемся изуродованными злом и страданием; что мы можем ожить и встать во всей красоте и славе, к которой нас призвал Господь.
Святитель Петр умел освятить вокруг себя жизнь, потому что умел любить людей; он умел вглядеться в жизнь и прозреть в ней все то, что способно стать частью Царствия Божия, вглядеться в жизнь и в события и включить их в тайну Божьего домостроительства. Однажды его оклеветал его современник Андрей, Епископ Тверской, который был родом из Литовских князей. Тайно послал он к Патриарху Константинопольскому Афанасию донос, в котором, клевеща, взводил на своего Митрополита какие-то тяжкие обвинения. Патриарх не поверил этим обвинениям, но для расследования дела послал в Россию одного из своих клириков и требовал оправдания. Св. Петр смиренно принял это искушение, уповая только на Бога. Был созван Собор в Переславле Залесском, куда прибыли Епископы Ростовский и Тверской, знатнейшие игумены и священники; приглашены были и князья. Прочитан был присланный к Патриарху донос, и произвел сильное смятение в присутствовавших. Чтобы укротить это смятение, невинный Святитель, подобно Св. Григорию Богослову предложил; «Я не лучше пророка Ионы. Если из-за меня такое волнение: то извергните меня из среды себя». Но наконец истина восторжествовала, все желали знать имя клеветника. И когда он стал известен, то все обратились против него с укоризною. И только один Св. Петр принял его под свою защиту сказав ему: «Мир тебе, чадо. Не ты виновен в сем, но древней завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдися лжи, а прошедшее да простит тебе Бог».
Господь всех нас призывает к тому же: так приобщиться к Его любви, так стать едиными с Ним, что бы и на нас раскрылось действие живоносного и всесоздающего Духа, чтобы через нас и в нас случалось то же самое. Аминь.