Проповедь
Память святого праведного Симеона Верхотурского
-
ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ
-
прав. Симеон Верхотурский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником дорогие братья и сестры, дорогие паломники и братья святой обители! Всех вас сердечно поздравляем с памятью нашего покровителя, святого праведного Симеона Верхотурского, всего Урала и всея Сибири чудотворца. В этот день много лет назад совершилось прославление нашего святого для почитания во всей Церкви, произошло общецерковное признание его святости, хотя, конечно, и до этого дня многие паломники приходили к его мощам и получали от него духовную помощь, исцеление от болезней, помощь в решении каких-то своих земных вопросов. Именно они распространили славу о нем по всей нашей стране, что и сделало возможным его общецерковное прославление. Но уже более ста лет как в день, когда мы празднуем его память у его святых мощей, в этот же день мы заканчиваем один гражданский год от Рождества Христова и начинаем другой, поздравляю вас всех и с этим праздником. Хотелось бы всем пожелать, чтобы мы, когда вернемся в свои дома, сохраняли эту благодать, которую получили здесь у мощей святого праведного нашего Симеона Верхотурского.
Его образ, его образ жизни, его лик, который смотрит на нас со святых образов, пусть будут всегда образом для нашей с вами жизни. Чтобы мы в этой жизни, часто очень недоброй, суровой, а иногда лукавой и неправильной, всегда вспоминали о нем, как о человеке искреннем, порядочном, глубоко верующим, о человеке, который никогда не делал из себя значимое лицо, но человека, которого сам Господь Бог прославил перед народом Божиим. И для нас, конечно, это великий знак милости Божией.
Новый год, конечно, сугубо гражданский праздник, но пока мы живет здесь, на земле, во времени, он помогает людям отсчитывать, измерять время жизни. Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем.
В этом смысле празднование нового года имеет и духовный смысл, потому что мы, люди верующие, оценивая год прошедший, должны в первую очередь применять к оценке этого года не те мерила, которые используют люди светские, оценивая минувший год с точек зрения политической, экономической, социальной. У нас должно быть свое видение истории, которое тесно связано с понятием спасения – этой целью нашей жизни.
Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже? Этот вопрос каждый должен обратить к самому себе, в том числе сравнивая свои мысли, свои поступки с тем, что было в прошлом. И если, честно размышляя пред лицом Божиим о своей собственной жизни, мы почувствуем, что в минувшем году жили в духовном смысле хуже, чем в году предыдущем, то это будет означать для каждого человека, трезвенно относящегося к своей духовной жизни, необходимость что-то в ней изменить.
Оценивая прошлый год, мы, в первую очередь, должны задать себе этот вопрос. Конечно, каждый на него ответит по-своему. Но если в результате этих размышлений мы придем к убеждению, что необходимо что-то изменить качественно в своей жизни, исправить то, что представляется ошибочным, неправильным, греховным, то мы с пользой пройдем черту, отделяющую нас от прошедшего года и полагающую временную основу лету будущему.
Конечно, надо помнить, что будущее сокрыто от человека. Господь не дал людям способность видеть будущее, за редчайшими исключениями, когда это видение будущего дается людям особенно духовно опытным и зрелым. И Господь прямо запрещает в Священном Писании пытаться угадать, выяснить это будущее. За обращение к гадалкам и ворожеям Ветхий Завет наказывал очень строго, вплоть до казни. Потому что обращение к подобного рода людям означает отвернуться от Бога, от надежды на Его помощь, Его присутствие в нашей жизни. Но, не зная будущего, мы имеем возможность обращаться к Господу с молитвой — с горячей молитвой о том, чтобы Он помог нам в предстоящем лете Его благости духовно возрастать от силы к силе, чтобы Он помог нам меняться к лучшему, преодолевая искушения и соблазны нынешнего века, устрояя свою жизнь по Божиему закону.
Сегодня вновь открываются врата времени и встает перед нашим взором наступающий Новый год. Через эти врата времени мы видим грядущее Рождество Христово, которое мы будем праздновать всего через неделю. И Рождеством Христовым в этот новый год времени вступает вечность, Живой Бог вступает во время, делается человеком, приобщается плотью Своей всему тварному; время и вечность пронизывают друг друга, и сейчас мы стоим у преддверия этого чуда: время и вечность. Бог и человек соединяются в единый поток жизни и спасения. И как каждый год, когда мы оглядываемся на прошлое и взираем на будущее, нас охватывает боль о том, что стольких нет среди нас, почивших теперь сном земли, и вместе с этим зажигается такая радость, что они вступили в ту вечность, которая сейчас потоком льется во время.
Митрополит Антоний Сурожский напоминает в одной из своих проповедей такую старую сказку: спросили некоего мудреца: “Какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?”
И ответ был таков:
– Самое важное время в жизни – это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее еще не встало; самый значительный человек в твоей жизни – тот, который «сейчас» перед тобой и которому ты можешь сделать добро или зло; и самое важное дело в жизни – в «это» мгновение, «этому» человеку дать «все», что может быть ему дано...
Помолившись праведному Симеону, заступнику всей нашей Уральской земли, смело вступим в новый год с этим чувством ответственности и вдохновения; вступим в этот новый год с верой, что сила Божия в немощи совершается: в нашей немощи, как совершилась она в немощи святых, которые были крепки только силой Божией; будем верить, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе. Аминь.