Проповедь
"Подготовить себя ко встречи Сына Божия". Проповедь наместника
-
НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ
-
Начало Рождественского поста
Со вчерашнего дня мы начали готовиться к встрече великого праздника Рождества Христова. Ровно сорок дней длится этот период. В православной традиции, на Руси, Рождественский пост называют еще Филипповым. Связано это с именем святого апостола Филиппа, известного, в частности, тем, что силой молитвы умертвил в языческом храме ядовитую змею и исцелил пострадавших от смертоносных укусов. 27 ноября нового стиля, в день заговенья, православные почитают память этого апостола. По словам историков, уже в IV веке традиция поститься в канун Рождества была принята к соблюдению на всех территориях, где в те времена исповедовали христианство. Однако унифицировать ее удалось только в середине двенадцатого столетия. Тогда Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг принял устав о продолжительности поста, сделав его сорокадневным. О Рождественском посте обычно говорят, как не о столь строгом в сравнении с длящимся те же сорок дней Великим постом. Перед Рождеством в пищу позволено употреблять рыбу, вкушать елей. Главное не нанести вреда здоровью – ни физическому, ни духовному, соблюсти золотую середину. Постная пища должна подкреплять физические силы, и в то же время не становиться культом.
Цель всех постов, в том числе и перед Рождеством, – очисть свой разум и дух, подготовить себя душою и сердцем ко встрече Сына Божия. Именно в состоянии освобождения от грехов полагается радоваться Светлому Празднику. Во время этого периода мы должны постараться, по возможности, сделать паузу в бурном беге нашей жизни, что-то переосмыслить, сконцентрироваться на духовном. Этому помогают усердные молитвы, воздержание от гнева и раздражения, зависти и осуждения, лжи во всех проявлениях, укрощение похоти и особый скромный режим питания. Однако важно помнить, что любой пост представляет собою не «диету по религиозным соображениям», в нем заложен не гастрономический, а глубокий духовный смысл.
Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о двух главных заповедях, любви к Богу и любви к ближнему. Святые отцы показывали своей жизнью чего можно достичь если прилагать усилие. В патерике есть очень поучительный рассказ о преподобный Феодуле, который удалившись от мира, близ города Едесса взошел на столп и провел на нем тридцать лет в посте и молитве. Перед кончиною ему пришла мысль просить Бога, чтобы Он указал ему тех, которые в сей жизни преимущественно перед другими угодили Ему. Молитва его была услышана, и Феодул услышал следующий глас: «Корнилий, который родом из Мимон, тот стоит на высоте духовного совершенства и достоин Царства Небесного. Найдешь же ты его близ Дамаска, в селении, именуемом Пандуро».
Феодул тотчас отправился искать этого Корнилия. Когда он его нашел, то припал к его ногам и стал умолять, чтобы он открыл ему свою жизнь. «Грешник я, — отвечал Корнилий, — и никакого дела не сделал». Старец не переставал просить. Тогда Корнилий сказал: «Воспитан я, отче, в обществе дурных людей; но теперь, благодаря Богу, дал обещание жить целомудренно и быть милостивым, сколько можно, и забочусь о сем». «Скажи мне и остальное о твоей жизни», — не переставал умолять Феодул. Тогда Корнилий сказал: «Не так давно, отче святый, был со мною следующий случай: некоторая женщина, славная родом, богатая и целомудренная, вступила в брак с одним человеком, который оказался не стоящим ее и вскоре не только ее имение истратил, но и много задолжал людям. Заимодавцы бросили его в темницу, в которой он и пробыл долгое время. Все это причиняло жене самые тяжкие страдания. Не имея денег, она вынуждена была выпрашивать милостыню, чтобы накормить мужа, а также день и ночь искала человека, который бы взялся выкупить его, и не находила. Женщине этой раз пришлось встретиться и со мною, и я, желая помочь, спросил, сколько должен ее муж. Она ответила: четыреста пенязей. У меня в то время было только двести тридцать пенязей, и тогда я продал некоторые из своих вещей, чтобы дополнить недостающее, и вырученными деньгами дополнил недостающую сумму и передал все бедной женщине, сказав: «Возьми это и иди с миром, освободи своего мужа из темницы и помолись всем сердцем о мне грешном, чтобы помиловал меня Господь на Суде Своем». Слыша сие, Феодул прославил Бога, возвратился на свой столп и вскоре отошел ко Господу.
И так, дорогие братья сестры, будем помнить что приближают нас к Богу не только наши подвиги и труды, такие как поклоны и воздержание в пище, а главным образом наше отношение к ближним, милосердие, снисходительность, любовь, долготерпение и прощение обид. Постараемся в этом посту кроме воздержания обратить внимание на наших близких и тогда мы с радостью встретим великий праздник Рождества Христова. Аминь