Проповедь
Покров Божьей Матери. Проповедь наместника
-
ПРАЗДНИКИ
-
Покров Пресвятой Богородицы
Вот и ныне, в сегодняшний день, в день светлого и радостного праздника Покрова Божией Матери, мы с вами снова слышали то Евангелие, которое читается почти всегда в богородичные праздники – повествование о том, как Господь наш Иисус Христос посетил дом Марфы и сестры ее Марии. Евангелие это хорошо известно, вероятно, большинству из нас. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в этом Евангельском повествовании устанавливается устами Самого Спасителя вечный принцип о том, что духовное выше материального, что вечное выше и ценнее, чем земное и временное. Мы знаем это повествование, знаем о том, как, хлопотала Марфа, усердная и радушная хозяйка, чтобы принять, как должно, и угостить, как должно, Того драгоценного святейшего Гостя, Который благоволил войти под ее кров. Никто не может поставить в укор Марфе ее гостеприимство и радушие, ибо, какая бы хозяйка не хотела, как должно, принять Гостя? Но ошибка Марфы была в том, что хлопоча и заботясь по хозяйству, она решила, что это – главное.
Когда она увидела, что сестра ее никакого участия в ее трудах не принимает, а только сидит у ног божественного Гостя и слушает Его слово, в то время как она в своих хлопотах забегалась окончательно, – она возмутилась и даже с полу упреком сказала Спасителю: «Господи, разве Тебе дела нет, что сестра моя все это оставила на меня?» ( «едину мя остави служити» – по славянски). И дальше – прямо требует от Него содействия, говоря: «рцы убо ей, да ми поможет» (Скажи ей, чтобы она мне помогла). Известен ответ ей Спасителя, Который мягко и деликатно и, вместе с тем, категорически отстранил ее требование; сначала Он указал ей на то, что она слишком много хлопочет, а нужно – одно, а потом прямо ответил на ее требование: «Мария же благую часть избрала (не ты, Марфа, а – Мария) , яже не отымется от нея» (т.е. просьба твоя не будет исполнена: та часть, которую избрала Мария, от нее не отнимется). В этих словах Спасителя, конечно, есть и намек самой Марфе на то, что не мешало бы ей окончить поскорее эти хлопоты, и сделать то же, что сделала Мария – послушать вечные глаголы Божественной Правды.
Мария свою душу питала глаголами жизни вечной. Это – та вода живая, о которой Господь говорил самарянке, что Он даст воду живую и кто будет пить эту живую воду, тот больше не будет жаждать вовек, но это в нем сделается источником воды, текущей в жизнь вечную. И вот эту-то живую воду впитывала в себя верующая, преданная, любящая душа святой Марии.
Будем помнить, что здесь установлен определенный принцип, что духовное – выше материального. По этому принципу все что касается Церкви и церковности – важнее всего. У нас, к сожалению, сплошь и рядом, бывает не так. Даже и верующие люди все церковное отводят куда-то на задний план. Когда их спрашивают: «Почему вы не были в церкви?» – они отвечают: «Некогда было». Когда спрашивают: «Почему вы так долго не говеете?» – «Времени нет». Т.е. другими словами, от Господа Спасителя, Который к нам приближается в Своих церковных молитвословиях, в жизни церковной, а наипаче – в причащении Св. Таин, мы отстраняемся, потому что у нас «времени нет...»
Когда человек торопится куда-либо по делам, и торопится на аэродром, он не опоздает; только в случае какой-то неожиданной для него и независящей от него причины может опоздать. А когда нужно придти в церковь, он не может, не успевает. Что-то другое оказалось для него важнее и заняло то место и время, которое нужно было отдать Церкви. Сплошь и рядом у нас бывает так. Так вот, будем помнить, что духовное выше материального и что все, что касается Церкви, что к Церкви относится, имеет первостепенную важность. Мелочей тут нет и быть не может. Церковь есть Дом Божий. И все, что находится в Церкви, принадлежит, прежде всего, ее Святейшему и Божественному Хозяину и Владельцу – Господу Богу, Владыке всего существующего, и поэтому в Церкви – все важно.
Когда совершается богослужение и молитва, человек, присутствующий в Божием храме, должен весь отдаться молитве, а не заниматься чем-то другим, хотя бы и относящимся к богослужению. Так же должно быть и в личной, частной жизни человека. Иной говорит: «Молиться нет времени, весь день занят и даже на ночной отдых остается мало времени». Но не напрасно говорил святитель Феофан: «Никогда не отговаривайся тем, что для молитвы у тебя времени нет. Значит ты не любишь Бога, не любишь молитву, значит у тебя что-то другое важнее оказалось...»
Тот, кто, действительно, стремится к Богу и стремится к молитве, никогда молитву не отменит из-за чего бы то ни было другого. Святитель Феофан говорил так: «Помни, что молитва – царица. Вот пред нами переполненный дом; войти, как будто, нельзя – нет места. Но приблизилась царица и входит – все расступаются, дорога ей открывается, она всюду идет свободно. Так, говорил святитель, должно быть с молитвой. Она – царица. Берегитесь, чтобы место царицы не занял кто-то из подчиненных ей». Много ли, мало ли мы молимся, но мы должны помнить, что минуты молитвы – главные минуты в нашей жизни, и никоим образом нельзя это время, эти минуты занимать чем-то другим. И только тогда, когда человек все церковное, все к Богу и к Церкви относящееся будет ставить на первое место, только тогда он сможет жить и действовать, как истинное чадо Церкви, как настоящий православный христианин, и только тогда у него, как говорил о. Иоанн Кронштадтский, «все встанет на свое должное место». Аминь.