Проповедь
"Бог требует от нас немногого...". Проповедь наместника
-
ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
-
Неделя 21-я. Притча о сеятеле
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний день богат на события церковной истории, которые мы не можем не вспомнить наряду с празднуемыми святыми. Это и пророк Иоиль, и преподобный Иоанн Рыльский, и праведный Иоанн Кронштадтский, 191 год со дня рождения которого сегодня отмечается. Когда-то в Западной Церкви с середины 8 века первое ноября было посвящено празднованию памяти Всех святых, переросшее сегодня в мерзкий праздник общения с бесами «Хэллоуин».
Книга пророка Иоиля много говорит о суде Господнем и покаянии, даже самого пророка иногда называют пророком покаяния, призывающего к посту и молитве. Именно её цитирует Господь наш Иисус Христос, когда говорит о Страшном суде: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение» (Лк 21:25). Но пророк предвозвещает и утешение: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но что значит призывать имя Господне? Просто обращаться к Богу по имени? Конечно, нет! Сам Господь говорит нам в Евангелии: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21). Посмотрите, как это хорошо иллюстрируется сегодняшним Евангельским чтением про сеяние: только немногие зерна, упавшие в добрую землю принесут плод сторичный, ибо это те, кто услышав слово Божие, хранят его в своём добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Чтобы исполнять волю Божию, надо сохранять слово Божие, слушать его, изучать его и пытаться в каждый момент жизни прилагать это слово Божие ко всем встречающимся обстоятельствам, какими бы сложными они не были. А Бог требует от нас немногого – исполнения лишь двух заповедей: возлюбить Бога и возлюбить ближнего. И сегодня, когда распространяется «на земле уныние народов и недоумение» от новой волны вируса мы тоже не должны забывать, как говорит Господь, о Нём и о ближнем. Конечно, надо отбросить все лишние животные страхи, ибо «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин 4:18). Мы в этой жизни многого опасаемся, многое может лишить нас жизни. Например, человека может сбить машина, ударить током от оголенных проводов и т.д. Но если мы знаем правила дорожного движения, переходим дорогу на зеленый свет светофора и т.д., мы не выключаем риск аварий из нашей жизни, но сводим его к минимуму и не боимся ходить по улицам. Если мы не хватаем руками оголенных проводов, нас не убьёт током и мы пользуемся в жизни электричеством ежедневно. Так же и с этим вирусом – стоит научиться выполнять несложные требования предосторожности и мы снижаем вероятность заражения, это же не так сложно. Тем более, выполняя их, мы выполняем и заповедь о любви к ближнему, снижая вероятность не только заражения, но и передачи вируса. Вот так можно заменять страх любовью, вот так можно откликаться в современных условиях на призыв Господа.
Но даже в этих условиях некоторым больше нравится слушать не слова Бога, но слова бесов, верить им и исполнять их. А куда могут завести откровения от беса – отца всякой лжи? В сторону от Церкви. Вот где настоящий Хэллоуин – мы можем всё это наблюдать сейчас не так далеко отсюда.
Кстати, интересен момент, как Хэллоуин чуть было не испортил праздник канонизации святого Иоанна Кронштадтского в Православной Церкви Заграницей. Там его канонизировали ещё в 1964 году, раньше, чем у нас, и канонизация должна была состояться в день рождения святого – 1 ноября. Накануне вечером русские эмигранты решили организовать в эту ночь (пришедшуюся к тому же на канун воскресенья) хэллоуинский бал в Русском центре, и в соборе Сан-Франциско во время первого всенощного бдения, посвященного святому Иоанну Кронштадтскому, весьма многие, к великой печали проводившего торжество святителя Иоанна (Максимовича), отсутствовали. После службы Владыка Иоанн отправился туда, где все еще продолжался бал. Он взошел по ступенькам и вошел в зал к полному изумлению участников. Музыка прекратилась, и Владыка в полном молчании пристально посмотрел на онемевших людей и стал неспешно обходить зал с посохом в руке. Он не произнес ни слова, да в том и не было нужды: один взгляд Владыки уязвил совесть каждого, вызвав всеобщее оцепенение, пожилые люди и известные общественные деятели буквально прятались под столы. А на следующий день Владыка не допустил к участию в службе ни одного человека, бывшего на этом балу. Потому что не может быть ничего общего между богослуженим, общением с Богом, и общением с бесами.
Это прекрасный пример того, как мы пытаемся сочетать в себе и мирское, и христианское. Быть христианами, но не всегда и не везде, а иногда – и язычниками. И наши многолетние хождения в храм, посты, молитвы, чтения Евангелия не привели ни к чему, а только к потере способности различать в себе духовное и плотское, церковное и мирское. В каких-то крайних случаях, мы, возможно, сможем различить в себе духа Божия и духа злобы, но в целом получается так, что наша жизнь является прекрасной иллюстрацией всех возможных вариантов потери слова Божиего, о которых говорит сегодняшняя притча. Не похитили ли мы слово Божие у самих себя, приучив друг друга к мысли, что будучи плохими христианами, конечно, немощными и грешными, мы можем спокойно сжиться с мыслью, что, раз так, то и требовать от себя уже ничего не надо. Но это и есть та страшная перспектива, о которой говорит сегодняшнее Евангелие – получив зерно слова Божьего, не принести плода.
Аминь.